Что такое художественные витражи?

Слово витраж буквально означает остекление (vitre в переводе с французского и латинское vitrum означают стекло). При этом речь не идет об обычном остеклении. Витраж — это произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла. Как правило, используется для сквозных проёмов — оконных, дверных. Но также витражная техника может быть применена и в настенном панно, декоративных колоннах, перегородках и даже потолках.

Издавна художественный витраж используется в храмах и соборах. Витражи придают храмам еще больше величия, создают определенную атмосферу. В ранних христианских храмах из тонких прозрачных пластин алебастра, селенита в окнах составляли орнаменты. Витражи с сюжетами появились в соборах Германии, Франции. Витражи готических соборов зачастую изображали сцены из быта и религии.

Художественные витражи разделяют на различные типы, в зависимости от используемой техники изготовления.

Самый распространенный — витраж «Тиффани». В конце 19 века американский художник Льюис К. Тиффани изобрел достаточно несложную технику. Из стекла вырезаются элементы, согласно эскизам. Обматываются по периметру фольгой из меди и соединяются спаиванием. Несмотря на простоту изготовления, эта техника позволяет выполнять очень сложные композиции, при этом ширина шва между стеклянными элементами достаточно тонкая — примерно 1,5 мм.

Классический витраж с использованием свинца не может соревноваться с «тиффани» шириной швов, здесь она значительно выше (5-6 мм). Тем не менее, эта техника известна с 10 века и до настоящего времени осталась неизменной. Стеклянные элементы композиции соединяются между собой свинцовой протяжкой. Отдельные части протяжки соединяют спайкой. Мягкость свинца приводит к тому, что витражная композиция со временем деформируется. Так называемая текучесть — недостаток этой техники. Но, несмотря на это свойство, классическая техника широко распространена в Западной Европе и в настоящие дни. А в России используется вариация классической техники, но с использованием латунной протяжки. Латунь обладает более высокой прочностью и жесткостью.

В южных странах популярны витражи, выполненные в бетонной или гипсовой оправе. Первые из таких художественных витражей — аравийские — датируются 13 веком. Здесь стеклянные элементы соединяются в единое полотно гипсовым или бетонным каркасом. В настоящее время эта техника практически не используется, а в Советском Союзе была достаточно популярна.

В 70-80х годах 20го века в СССР также были популярны художественные витражи в алюминиевой протяжке. Монументальные витражи с простым рисунком изготовлены именно с алюминиевым профилем.

Технологии изготовления витражей не стоят на месте, появляются и новые. Как, например, фьюзинг (спекание). С помощью фьюзинга получается монолитное изделие — при изготовлении на стекло накладывают слои цветных стекол и нагревают до спекания. Эта техника — находка для художника, с ее помощью он получает широкие возможности.

Некоторые технологии комбинируют между собой, получая смешанные техники. Кроме того, существует и такой вид витражей как псевдовитражи. На стекло наносят краски или пленки по эскизу.

Ценность витража состоит не в стоимости исполнения, материалов, а в том удовольствии, которое он несёт. Он придает пространству особый эффект. Лучи солнца, проходящие сквозь прозрачные цветные элементы композиции придают особую яркость интерьеру, принося наблюдателю прекрасное настроение.

lucipold для женского интернет журнала LadyElena.ru

0


Оставить комментарий