Строение организма грудного ребёнка

Грудной ребёнокМалышу уже исполнился месяц? Поздравляю,  период новорожденного ребенка закончился и начался не менее сложный и важный период грудничка! Давайте рассмотрим все физиологические особенности строения организма грудного ребенка.

Костная система грудного ребенка

С ростом ребенка растет и костная масса. По сравнению со скелетом взрослых она отличается мягкостью костной ткани, в основном система состоит из хрящей.

В первые месяцы жизни длинные кости растут быстро, поэтому количество кальция, вносимое в организм через пищу недостаточно. Поэтому необходимо регулярно добавлять витамины в пишу ребенка. Минерализация (окостенение) скелета начинается еще в утробе матери. При рождении у ребенка наблюдаются лишь зачатки костной ткани, а окостенение приобретает интенсивность развития только через несколько месяцев после рождения и полностью завершается лишь к 20—25 годам.

На правильное развитие костной системы ребенка влияют внутренние (наследственные) и внешние (при­обретенные) факторы. Наследственные факторы могут играть значительную роль в некоторых аномальных процессах, таких, как вывих бедер, а внешние факторы — в нормальном и правильном развитии костной системы. Среди внешних факторов самое значительное место занимает питание и, прежде всего, содержание в ней минеральных солей. Нагрузка на костную систему также имеет определенное значение. Нередко у грудного ребенка кривые ноги до тех пор. пока он не начнет ходить. Позднее, под влиянием постоянной нагрузки кости развиваются правильно и постепенно выпрямляются. Ступни выглядят ровными вследствие плотного слоя жировой ткани.

Голова грудного ребенка

Голова грудного ребенка по сравнению с остальны­ми частями тела слишком развита. Личико маленькое, но уже в первые месяцы становится все выразительнее. Черепные кости еще не совсем срослись, швы между ними еще не сошлись как следует. Различные отеки, наблюдающиеся сразу после родов, исчезают и таким образом несросшиеся головные швы еще более рельеф-ны. На затылке, где сходятся две теменные кости с затылочной, находится малый родничок. Он представ­ляет собой мягкое, маленькое треугольное местечко, которое мать может нащупать рукой. Выше лба, где сходятся две теменных кости с лобной, расположен четырехугольный мягкий большой родничок, который мать не только может нащупать, но и увидеть. У здорового ребенка, развивающегося правильно швы между головными костями и малый родничок обычно зарастают уже к концу первого года. Большой родничок остается   открытым   несколько   дольше   и   зарастает примерно к 18 месяцу или позже. Невооруженным глазом видно, как пульсируют роднички, особенно, большой. Это особенно пугает родителей, хотя для страха нет никаких оснований, поскольку это нормаль­ное явление. Нужно только следить, чтобы роднички не были ни выпуклыми и напряженными, ни вогнутыми в виде ямки. В таких случаях нужно обратиться к врачу.

В первые месяцы голова грудного ребенка выгля­дит удлиненной, если смотреть в анфас. Из-за этого родители зачастую стараются укладывать ребенка на спину, „чтобы у него головка оформилась.» Положение ребенка в кровати не изменит форму его головы, зато длительное пребывание ребенка на спине является для ребенка очень рискованным. Если ребенок срыгнет во сне, то может произойти удушье.

Объем головы ребенка варьируется от 33 до 37 см. В течение первого года ее объем увеличивается в среднем на  11 см. Нарушения в питании или рахит могут привести к размягчению  лобной   кости.   В   этих  случаях  обычно задерживается   заращивание   швов   между  головными костями и родничков.

После рождения у здорового ребенка глаза обычно закрыты, а позднее он все чаще их держит открытыми.

Ротовая полость (губы и зубы) грудного ребенка

Губы маленькие, язык короткий и находится, обычно, в ротовой полости.

Зубы начинают развиваться еще в утробе матери. но остаются под слизистой десны еще несколько месяцев после рождения, хотя их развитие интенсивно продолжается.

У здорового, хорошо питающегося новорожденно­го ребенка сначала появляются два нижних передних резца. Это случается на 6-м месяце его жизни, а на седьмом и восьмом появляются два верхних резца. На девятом и десятом месяцах появляются обычно боков­ые резцы внизу, а когда ему исполняется одиннадцать-двенадцать месяцев вверху вырастают тоже боковые резцы. Когда ребенку I год, у него вырастают все резцы, т. е. 8 зубов.

Процесс роста зубов зависит от давления на ткань десен. Это объясняет тот факт, что дети в это время с удовольствием жуют твердые предметы. Определить точное время, когда у ребенка начнут расти зубы, невозможно. Есть дети, рождающиеся уже с одним зубом, а есть и такие, у которых до конца первого года не вырастает ни одного. Все это в пределах нормы, и к этому так и нужно относиться.

Нужно иметь в виду, что зубы после того, как прорежутся, растут и дальше. Можно считать, что рост молочных зубов заканчивается только через два года.

Шея и грудная клетка грудного ребенка

Шея ребенка в первые месяцы характерно короткая, и создается впечатление, что голова насажена на грудную клетку.

Грудная клетка имеет овальную форму, ребра расположены горизонтально. В течение первых шести месяцев объем грудной клетки приблизительно равен или несколько меньше объема головы. В течение второго полугодия грудная клетка развивается быстрее и ее объем становится несколько больше, чем объем головы.

Живот грудного ребенка

Живот округленной формы. Стенка живота твердая и упругая, несколько напряжена. У здорового, хорошо питающегося ребенка объем живота обычно равен объему грудной клетки, как обычно говорят, «на уровне грудной клетки».

Внутренние органы грудного ребенка

Функции внутренних органов с возрастом станов­ятся самостоятельнее и сложнее. Вначале грудной ребенок дышит как бы животом, поэтому его дыхание на первый взгляд поверхностно, без заметного участия грудной клетки, когда она равномерно опускается и поднимается. Когда грудной ребенок начинает садиться и вставать, меняется и способ дыхания, и оно приобретает характер грудного. У новорожденного темп дыхания довольно частый. В первые дни количество дыхательных движений примерно 40—50 в минуту. В первые шесть месяцев этот ритм уменьшается до 35, а у годовалых грудных детей он снижается, примерно, до 30 в минуту. Его ритм и глубина переменчивы и неравномерны, особенно, когда ребенок бодрствует.

Сердце. Работа сердца ритмична. В течение первого года его ритм составляет около 120 ударов в минуту. Частота ударов сердца измеряется у ребенка, когда он спокоен или спит.

Мочевыделение у грудного ребенка

Мочевыделение у ребенка в первые дни после рождения незначительное. Он мочится от двух до шести раз в день. В следующие дни это количество резко увеличивается и доходит до двадцати и более раз в день. Здоровый грудной ребенок, хорошо накормленный и напоенный,   всегда   мокрый.   Он   мочит   пеленки   „до ушей», что характерно для первых шести месяцев его жизни. Обильное мочевыделение является признаком хорошего развития, Во второй половине года количест­во мочевыделений снижается до десятка в день.

В первые дни после рождения ребенок выделяет незначительное количество мочи, около 15 мл, но позднее это количество увеличивается до 400—600 мл. в день. У грудного ребенка моча бледножелтого цвета, прозрачная и почти без запаха. Если ребенок регулярно не перепеленывается и длительное время остается в одних и тех же пеленках, то под действием бактерий моча разлагается и приобретает специфический тяже­лый и острый запах, продукты распада мочи могут вызвать раздражение кожи.

Терморегуляция у грудного ребенка

Терморегуляция, т. е. способность ребенка регули­ровать собственную температуру, постепенно, с возрас­том стабилизируется. Она у него большей частью носит физический характер, химические качества ее проявля­ются еще недостаточно. Грудной ребенок чувствителен ка изменениям температуры воздуха, эта чувствитель­ность с ростом его уменьшается.

Температура, измеренная в заднем проходе нор­мального, здорового ребенка, обычно составляет 37 градусов, что не является постоянной характеристикой, она меняется несколько раз в день. С утра до вечера показания термометра различны, но эти варианты различаются не более чем на две десятых градуса. Температура тела зависит от многочисленных факто­ров, таких, как перемена среды, питание, утепленность и т. д.

В   детских   учреждениях  температура   измеряется систематически, и график ее составляется ежедневно. В домашних условиях это излишне. Температуру нужно измерять только тогда, когда матери покажаетя, что она повышена. Она измеряется термометром, так же как и у новорожденного. Некоторые матери посту­пают неразумно, определяя температуру рукой или подобным образом.

0


Оставить комментарий