Танец как метод психотерапии

Долгое время танцы в жизни человечества имели сакральное значение. С помощью танца человек обращался к божественным силам природы, выказывал им особенное почитание и уважение. Танец тогда был формой сплочения человеческой общины.

И сейчас танец является особенным средством коммуникации людей друг с другом. Танец по сути – это язык тела, мостик, соединяющий индивидуальные психические характеристики человека с физической и эстетической составляющей. Психологи давно рассматривают танец как способ высвобождения чувств и эмоций.

На волне последствий Второй мировой войны появился такой вид терапии, как танцтерапия. Ветераны в тот момент остро нуждались в психической, духовной и физической реабилитации.

Родоначальником танцевальной терапии считается Мэриан Чейс (терапевт, которая внедрила терапию танцем в психиатрической клинике в Вашингтоне). Уникальная терапия основывалась на выражении чувств при групповом взаимодействии людей, которые в обычной своей жизни вообще никак не могли взаимодействовать с другими людьми. В 60-х годах Мэриан Чейс даже создала программу обучения для терапевтов и создала Ассоциацию Танцевально-Двигательной Терапии.

Позднее стали организовываться специальные тренинги человеческих отношений. Подобные тренинги позволяли рассматривать отношения конкретных людей не как постоянные разборки, кто прав, а кто виноват, а как мирный, радостный танец. После внедрения этих методов танцевальная терапия стала считаться весьма эффективной методикой в терапии человеческих отношений.

По мнению некоторых психологов, танец позволяет человеку получать определенное и существенное удовольствие от движений собственного тела. Танцуя, человек получает дополнительную уверенность, что он желанен, любим и его мир преисполнен радости.

Другие психологи справедливо полагают, что танец позволяет произвести психокоррекцию поведения человека, включить какие-то внутренние ресурсы, о которых человек может сам и не догадываться. Поэтому школа танцев живота или школа классического танца — это не только физическое развитие, но и эмоциональное, духовное.

Существует теория Рудольфа Лабана (немецкий писатель, философ и танцор) об особенностях танцевальных движений человека. Он выделял такие характеристики танца, как: интенсивность, использование пространства, выбор органичного ритма, ощущение веса и направленность движений. Лабан также открыл универсальный метод для записи танцевальных движений. И в настоящее время этот метод используется многими хореографами.

Танцевальная терапия ставит перед самой самую главную задачу – осознание человеком собственного «Я», индивидуальности собственного тела, отказ от требований идеальных моделей.

Существует три компонента в достижении этой задачи:

  1. Собственно осознание. Человек должен сконцентрироваться на дыхании, чувствах и образах, проявляемых через танцевальные движения, понять в чем устные сообщения противоречат «посланиям» тела.
  2. Выразительность телодвижений. Человек должен работать над развитием гибкости, разнообразия действий, их спонтанности.
  3. Человек должен развивать в себе стремление к импровизации, так как она выступает активатором всяческих бессознательных моментов в человеческой психике.

В настоящее время разработано множество уникальных методик для психокоррекции танцем и для лечения различных заболеваний. Существуют такие методики и техники, как применение индийского танца в терапии детей, танцевально-двигательная терапия при подготовке к родам, танцевальные методики также применяются при реабилитации онкологических больных и лечении больных шизофренией.

Использование терапии танцем производится широко, успешно и повсеместно.

0


Оставить комментарий