Третий год жизни ребёнка: рост и развитие

3 год жизни ребёнкаНаступление третьего года жизни ребенка внушает родителям ложные надежды на возросшую самостоятельность и благоразумие, казалось бы, подросшего малыша. Но как ни странно, ребенок отказывается проявлять и самостоятельность и рассудительность, иногда вновь возвращаясь на предыдущие ступени развития. И если с развитием самостоятельности не получается, волноваться совсем не стоит, ведь ребенок развивается поэтапно и все у вас впереди.

Рост и физическое развитие

В течение третьего года жизни малыш продолжает активно расти. За этот год ребенок может увеличить свою массу в среднем на 1-1,5 кг, и прибавить 2-3 см роста. Указанные параметры приблизительны, ведь каждый ребенок растет по-своему, иногда плавно и равномерно, прибавляя от года к году по 3-4 см., а иногда и резкими скачками, буквально по 10 см.  Сведении о росте ребенка нужно записывать хотя бы раз в год, так как такая информация будет показательна для врача, и будет не лишней для семьи..

Режим дня

В возрасте 2-х лет режим дня имеет важное значение. Дневной и ночной сон должны занимать не менее половины  суток. При этом сон днем, в общей сумме, должен быть не более 2-3 часов, а ночью —  не менее 10-11 часов. Следовательно, период активности длится 11-12 часов.

Режим приема пищи должен строго соблюдаться, тем более это касается малышей, у которых есть проблемы с желудочно-кишечным трактом или лишний вес.

Движение — основа жизни

Для ребенка особой радостью является возможность свободно двигаться, исследовать новые пространства.  Причем ребенок в возрасте двух лет начинает уже более уверенно ходить, бегать и прыгать, благодаря улучшению координации движений. Однако из-за того, что масса тела все еще неравномерно распределяется на ступни, резкие повороты туловища или скачки могут стать причиной падения.  Улучшенное равновесие и координация движений позволяет ребенку уже с уверенность шагать по ступенькам, прыгать ан одной ножке держась за руку, и даже бить ногой по мячу.

Увереннее движутся и руки. В этом возрасте дети с удовольствием повторяют все действия взрослых, причем с серьезным лицом: чистят зубы, мешают в кастрюльке, моют пол, подметают и моют посуду.  Словарный запас значительно расширяется, благодаря чему малыш уже достаточно свободно выражает свои мысли, и что очень важно начинает фантазировать. У него просыпает неуемный интерес к рассказам, сказкам и посто рассказам.

Детские страхи

Два года – самое время для появление детских страхов. Частично их пробуждает зарождающаяся фантазия малыша. Ребенок может просыпаться ночью, плакать, бояться спать без света, оставаться в комнате один. Поэтому не обращайте внимание на детские страхи, ни в коем случае не пользуйтесь  запугиваниями или побасенками со страшными монстрами, Бабой Ягой или призраками. В этом время лучше всего вообще избегать лишних эмоций для ребенка.

На третьем году жизни могут возникать трудности при засыпании. Ребенок отказывается засыпать и днем и ночью. Причиной может стать банальный страх ребенка остаться одному или любопытство. В этом случае лучшим выходом  будет прилечь рядом, притвориться спящим или дремлющим. Малыш успокоится, закроет глаза и быстрее заснет. А если ребенок проснется и заплачет от испуга ночью – не кричите на него и не ругайте. Лучше также взять его к себе в постель, успокоить и утешить.

Дети двух лет очень чутко чувствуют изменения в семье, поэтому ни в коем случае нельзя надолго оставлять их без внимания родителей. В этом случае ребенок может начать протестовать своим поведением против такой «заброшенности».  Длительных поездок без ребенка тоже лучше избегать, ведь дети этого возраста с трудом выдерживают отсутствие родителей или новые места пребывания.

Для мам, которые до достижения ребенком трех лет  начинают свою трудовую деятельность, лучше всего нанять няню. При этом ребенка с няней нужно познакомить заранее, желательно так, чтобы ребенок общался с няней несколько дней до вашего выхода на работу. Для начала няня должна быть рядом с вами, чтобы малыш чувствовал себя рядом с мамой в безопасности, а к новому человеку испытывал интерес. Для начала оставить ребенка с няней одних на полчаса, затем на 1, 5 часа и только на четвертый-пятый день близкого знакомства можно оставить их вдвоем на целый день. При этом малыш должен знать, что мама всегда возвращается, и если ее ждешь, она обязательно приедет, желательно в одно и то же время.  И все же, несмотря на всю компетентность и опытность няни, никто не заменит ребенку собственную маму!

Одним из особо частых страхов детей в этом возрасте могут быть страхи «промочить постель». Ведь днем ему твердят, что он уже большой и должен просится на горшок. А если малыша еще и наказывали за «мокрые штанишки», то страх обмочиться может преследовать его и ночью. Если продолжать ругать или что еще хуже наказывать ребенка за этот проступок, все может окончиться энурезом.  Из-за этого страха малыш может плакать по ночам, проситься на горшок по каждому поводу  или даже просыпаться по ночам с истошными крикам. Если подобные проявления стали обычным делом в вашем доме – обязательно обратитесь к врачу.

Игры среди детей

Двухлетние дети еще не очень социализированы и практически не играют друг с другом, зато с огромным удовольствием наблюдают за игрой других или могут находиться неподалеку от играющих более старших детей. Даже с учетом того, что два года это рановато для социализации, ребенка нужно раза два-три в неделю приводить в небольшой коллектив детей, на площадке или в развивающей группе, для того чтобы малыш наблюдал за другими детьми и переставал бояться общаться. Ему нужно будет научиться общаться с разными людьми и в возрасте двух лет этот процесс нужно потихоньку начинать.

Общаемся понемножку!

К третьему году жизни и вплоть до трех лет идёт активный этап развития речью, состоящей из более чем 1500 слов. Причем за месяц ребенок усваивает не менее 100 слов. И говорит он в этмо возрасте быстро, захлебываясь словами и фразами. И при это обязательно нужно, чтобы его слушали. И слушали внимательно. Это возраст, когда начинаются бесконечные «почему?», «зачем?», «как?». И на каждый вопрос нужно отвечать, а то как же маленький человек научиться всему в этом большом мире? Отвечая на вопросы и не пренебрегая его любопытством мы помогаем понять его значимость для родителей, учим думать, и может даже анализировать что-то. Даже если вопрос ну уж очень глубокий по своей сути мы, взрослые, просто обязаны ответить на него так, чтобы ребенку было понятно, доступно и интересно спрашивать снова  и снова. А если от постоянных «ребенкиных» вопросов отмахиваться, это грозит ребенку поверхностностью и невнимательностью в будущем .

В этом же возрасте у маленького человечка начинаются вопросы: «А как это сделать?», «Что там внутри?», «А куда он/она пошел?», «Когда вернется?». И услышав такие вопросы, вы можете себя поздравить – ребенок начинает оперировать вопросами времени.

Как раз после двух лет можно начинать показывать на результаты его поступков, готовясь к вопросу: «Что тогда будет?». В частности, «Упадешь — больно стукнешься». Постепенно, с простого, мы обучаем малыша сложному мышлению — предвидению.

Связь между ребенком и мамой еще очень прочна и неразрывна, но растет и значимость отца.

Для дошкольников взрослые — главный источник информации. Чтобы узнать максимум новых сведений, навыков и знаний, кроха неосознанно торопится овладеть речью. Не пугайтесь возраста ребенка, ограничивая свою речь детскими словами, наоборот, пополняйте его словарный запас, применяя все богатство и разнообразие языка. Для малыша разговор с вами – это путешествие по интересному и чудесному окружающему миру.  Существительные – это новые предметы и явления. Прилагательные  — это характеристики предметов и явлений, они делают мир ребенка красочным, чудесным и разнообразным. Глаголы помогают показать ребенку движение, а наречия позволяют уточнять, детализировать действие.

С ребенком нужно говорить грамотной, красивой речью. Уже доказано, что в детском возрасте речь – это один из факторов развития интеллекта. Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок стал интеллектуальным и образованным человеком? Ведь независимо от того, кем станет в будущем ваш малыш, ему нужно будет общаться с немалым количеством людей. И лучше, чтобы его речь была красивой, образной и правильной.

Не ругайте вашего кроху, если он прерывает беседу с подругой или другом своим очередным вопросом. Для него это вопрос первоочередной важности. Тем более что малыши очень быстро забывают свои вопросы и переключаются на новые. Приучать ребенка «не перебивать» беседующих людей – это дело будущего.

Если говорить о степени развития ребенка, то традиционно считается, что к трем годам малыш должен знать и понимать, что такое один, мало, много, различать правую и левую стороны, знать сигналы светофора. Однако эти знания не приходят сами собой. С ребенком нужно заниматься, разговаривать, уделять ему время, силы, и  главное терпение.

Механизмы памяти ребенка

Процесс развития речи запускает в свою очередь механизм запоминания речевых образов, стихотворений, забавы. Здесь работают механизмы памяти, механизмы внимания. Для развития памяти и одновременно внимательности у ребенка ему читают  коротенькие стихотворения, сопровождаемые простыми движениями. Позже малыша можно попросить воспроизвести услышанное и увиденное, сначала вместе с мамой, а затем и самому. И все выполненные действия обязательно поощрять.  Такие занятия, не обременяющие малыша и маму, помогут приучить ребенка к сосредоточению внимания.

Двухгодовалый ребенок быстро и непроизвольно запоминает услышанное, увиденное. Его память способна воспроизвести события, которые произошли раньше, только когда – он вам не скажет. Слишком рано еще воспринимать временную конкретику. Об этом же можно судить и по тому, как точно и быстро ребенок воспроизводит ситуации из повседневной жизни семьи,  копируя поступки близких людей, друзей — беседу по телефону, кормление куклы, уборку в доме и т.п.

Как охватить весь многогранный мир?

К третьему году жизни дети уже знают, что предметы могут быть схожими, а могут  и отличаться друг от друга. Кроха открывает для себя свойства каждого предмета, его особенности и признаки. Понемногу он копит все больше информации о свойствах разных вещей. Например, он знает, что хлеб и яблоко – это съедобные вещи, хотя они и разные, а книжка – не съедобная.

Учась определять различия и сходства между вещами и в то же время мысленно классифицировать их по свойствам,  малыш готовился к одному из самых значительных открытий в своем развитии —  к формированию понятий. И естественно, формирование понятий и общих признаков невозможно без развитий речи. И  ребенок начинает формировать для себя группы предметов, объединенных разными признаками, но схожими свойствами, и наоборот.

Обладая мысленными сформированными понятиями, малыш может уже в игре употреблять свое мнение о его образе, а не реальной вещи. Здесь возникает такой уникальный  процесс как фантазирование, в результате которого ребенок учится играть «понарошку». Например, когда малыш заменяет ложечку палочкой, кормя куклу.  Кроме того, у детей этого возраста развивается память о вещи, которой нет в поле зрения.  Здесь включается еще и процесс развития мышлений. Благодаря этому механизму, при прерывании игры, дети могут вернуться к игре снова, как будто и не останавливались. Для ребенка это огромный шаг вперед, ведь такое поведение показывает навыки планирования, оперирования временем, памятью и прошлым.

Дети в возрасте двух лет думают «руками», осязая, ощупывая то, что непосредственно видит. Они пробуют мир «на вкус, на ощупь» с помощью всех пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Но возможности сосредоточении еще невелики. Малыши в этом возрасте быстро отвлекаются, поэтому сосредоточится надолго ребенок еще не может. Да и не нужно это ему еще, ведь для такого крохи более важен процесс, а не его результат. Но и это на пользу, ведь отвлекаясь время от времени от своей деятельности, дети переходят от одного процесса познания к другому, видят больше интересных вещей, изучают больше явлений и предметов.

Именно в этом возрасте лучше инициировать формирование ощущения времени и пространства, обучать ребенка ориентироваться в таких понятиях как утро, вечер, вчера, сегодняшний день, вначале, затем, позже.

Познавать мир — касаться, трогать,  ощущать вкусы, ароматы, очертания. До миллиона раз в течение одного дня измерять пространство квартиры или комнаты своими шагами. Иногда страшиться и скрываться за надежной  родительской спиной, или широкую маминой юбкой. Вот чем занят ребенок третьего года жизни. И это самые важные уроки в его жизни, потому что это первые шаги маленького человека в большую жизнь! И мы желаем Вашему малышу твердой походки, новых интересных знаний, навыков и занятий и никаких страхов!

Статья предоставлена сайтом Проверено на себе!

0

Оставить комментарий